Специальное образование
Положение об опорном учреждении
Приложение 9
к приказу начальника
отдела по образованию
Шумилинского райисполкома
от 01.09.2021 № 246
ПОЛОЖЕНИЕ
об опорном государственном учреждении образования
по интегрированному обучению и воспитанию
(«Средняя школа №1 им. Героя Советского Союза
П.А. Акуционка г.п. Шумилино», «Шумилинский детский сад №3»)
Глава 1 Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия создания и порядок организации деятельности опорного государственного учреждения образования Шумилинского района, осуществляющего образовательную интеграцию детей с особенностями психофизического развития (далее – опорное учреждение).
1.2. Опорное учреждение создается с целью совершенствования качества интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, повышения профессиональной компетенции педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, распространения опыта и оказания методической помощи педагогическим работникам учреждений образования района по вопросам образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития.
1.3. Опорное учреждение является центром методической работы по внедрению педагогических инноваций в системе специального образования и служит учебной базой для учреждений образования и педагогов Шумилинского района.
1.4. Опорное учреждение утверждается приказом начальника отдела по образованию Шумилинского райисполкома.
1.5. Присвоение государственному учреждению образования статуса «опорного» не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения и в его Уставе не фиксируется.
1.6. В своей деятельности опорное учреждение руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, главного управления по образованию Витебского облисполкома, отдела по образованию Шумилинского райисполкома и настоящим Положением.
1.7. В опорном учреждении оформляется следующая документация: положение об опорном учреждении образования, план работы на год, договоры, отчеты о проделанной работе, анализ деятельности за прошедший учебный год, методические материалы (электронный банк).
Глава 2 Деятельность опорного учреждения образования, осуществляющего образовательную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями
2.1. Основными задачами деятельности опорного учреждения являются:
2.1.1. создание условий для успешного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития организация образовательного процесса по образовательным программам специального образования в условиях интегрированного обучения и воспитания;
2.1.2. формирование толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития у всех участников образовательного процесса;
2.1.3. консультирование руководящих и педагогических работников учреждений образования района, оказание им информационно-методической поддержки в вопросах обучения и воспитания всех категорий обучающихся с особенностями психофизического развития, образовательный процесс для которых организован в опорном учреждении образования;
2.1.4. распространение эффективного педагогического опыта по вопросам интегрированного обучения и воспитания, в том числе через средства массовой информации, размещение информации на веб-сайте опорного учреждения.
2.2. Для реализации поставленных задач опорное учреждение:
2.2.1. проводит два раза в год день открытых дверей, а также по мере необходимости семинары-практикумы, консультации, стажировки, открытые занятия, конференции с использованием современных средств общения;
2.2.2. учителя-дефектологи создают методическую копилку (электронный банк материалов) по направлению образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития;
2.2.3. использует возможности сайта учреждения образования для распространения передового педагогического опыта.
2.3. Деятельность опорного учреждения осуществляется по следующим направлениям:
2.3.1. организация образовательного процесса для детей с особенностями психофизического развития в соответствии с рекомендациями ЦКРОиР;
2.3.2. создание безбарьерной, адаптивной образовательной среды в учреждении образования;
2.3.3. организация в учреждении образования эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития;
2.3.4. методическая и информационная поддержка образовательного процесса, создание медиатеки по вопросам обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития;
2.3.5. участие в апробации инновационных образовательных технологий, методик интегрированного обучения и воспитания, управления учреждением образования в условиях интегрированного обучения и воспитания и их адаптация к имеющимся условиям функционирования в районной системе образования;
2.3.6. организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, групповых консультаций с учетом конкретных запросов педагогических работников, категории обучающихся с особенностями психофизического развития, для которых организован образовательный процесс, особенностей реализации учебных программ специального образования с демонстрацией специфических приемов работы педагогов с детьми с особенностями психофизического развития;
2.3.7. организация взаимодействия с законными представителями воспитанников, в том числе с использованием интернет-ресурсов;
2.3.8. взаимодействие с ЦКРОиР, другими опорными учреждениями образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания.
2.4. Опорное учреждение строит работу в соответствии с планом. По итогам работы готовит анализ о результатах работы за учебный год и методический продукт – сборник методических материалов по выбранному направлению работы или обобщение опыта.
2.5. Опорное учреждение организует работу с руководителями методических формирований, ресурсных центров, творческих групп, проблемных семинаров по овладению ими системой методической работы, умениями формировать и реализовывать обучающие программы.
2.6. Формой работы с педагогами, руководителями учреждений образования, методических формирований, ресурсных центров, а также творческих групп на базе опорного учреждения могут быть постоянно действующие семинары с включением в них таких форм учебной деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации с практической демонстрацией передового педагогического опыта через систему открытых занятий, мероприятий, конкурсов, выставок, методических дней.
2.7. Деятельность учреждения образования в статусе «опорного» может быть прекращена по приказу начальника отдела по образованию Шумилинского райисполкома в случае резкого снижения качества образовательного процесса, невостребованности содержательных и организационных форм деятельности педагогами, при отрицательных результатах экспертизы, аттестации или по другим обоснованным причинам.
Глава 3 Функции опорного учреждения образования, осуществляющего образовательную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями
3.1. Опорное учреждение образования выполняет следующие функции:
обучающая – создание условий для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, реализация образовательных программ специального образования;
информационно-консультационная – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, руководителям учреждений образования в вопросах обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; знакомство педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи с эффективными методами работы в условиях интегрированного обучения и воспитания;
инновационная – обеспечение преемственности образовательной деятельности опорного учреждения образования и других учреждений образования в использовании новых методик и технологий интегрированного обучения и воспитания;
социокультурная – использование возможностей социокультурного потенциала Шумилинского района в интересах образования и воспитания обучающихся с особенностями психофизического развития.
Глава 4 Права и обязанности опорного учреждения образования, осуществляющего образовательную интеграцию детей
с особыми образовательными потребностями
4.1. Опорное учреждение имеет право на:
4.1.1. организацию работы с руководителями учреждений образования, педагогами по оказанию методической помощи по направлению работы;
4.1.2. организацию работы с руководителями методических формирований, ресурсных центров, творческих групп с целью овладения ими системой методической работы, умениями реализовывать обучающие программы, проекты, соответствующие образовательным стандартам, а также удовлетворение запросов и потребностей педагогов и специалистов учреждений образования района;
4.1.3. тиражирование методического продукта деятельности своего учреждения.
4.2. Опорное учреждение обязано:
4.2.1. обеспечить качество оказываемых методических услуг;
4.2.2. осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденным планом;
4.2.3. представлять отчет о проделанной работе широкой педагогической общественности;
4.2.4. обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной компетентности своих педагогических кадров;
4.2.5. использовать возможности сайта учреждения образования для трансляции своего опыта.
Глава 5 Взаимосвязи с другими учреждениями образования
5.1. Опорное учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями образования Шумилинского района, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района.
5.2. Опорное учреждение предоставляет институтам социума возможность стать более активными участниками в вопросах расширения доступности образования и повышения его эффективности; координирует совместную деятельность с учреждениями дополнительного образования, ЦКРОиР.
5.3. Взаимодействие опорного учреждения с социальными партнерами строится на взаимных договорных отношениях.
5.4. Одним из приоритетных направлений деятельности опорного учреждения является диссеминация актуального педагогического опыта по вопросам образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития. В связи с этим организуются научно-практические конференции с привлечением всех участников образовательного процесса, публичные отчеты, дни открытых дверей, мастер-классы, открытые педагогические советы. Создается банк инновационного опыта.
Глава 6 Организация управления и научно-методическое руководство деятельностью опорного учреждения образования, осуществляющего образовательную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями
6.1. Научно-методическое руководство деятельностью опорного учреждения осуществляется отделом по образованию Шумилинского райисполкома, государственным учреждением «Шумилинский районный учебно-методический кабинет», государственным учреждением специального образования «Шумилинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Глава 7 Финансирование деятельности опорного учреждения образования, осуществляющего образовательную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями
7.1. Финансирование деятельности опорного учреждения производится за счёт бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования, при которых они созданы, внебюджетных средств, а также иных источников финансирования, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.